Возникновение музеев в эпоху Возрождения

музеи возрождения

В ходе духовного движения Ренессанса в интеллектуальных кругах различных княжеств Италии, где стремились ассимилировать достижения культуры античной цивилизации, в XV-XVI веках возникает художественное коллекционирование, а вслед за ним и музеи. Зарождаются новые формы коммуникации, в основе которых лежал усиленный интерес к вопросам науки и искусства. Прежде всего, к этим формам нужно отнести кружки антикваров, гуманистов, собирателей и любителей не только старинных вещей, но и современных им музейных предметов, так или иначе представлявших интерес для коллекционирования. Также здесь можно упомянуть и различные научные общества того времени.

коллекционеры возрождения

Медичи — одни из первых крупных коллекционеров искусства

Музей стал эмпирической по происхождению и функциям структурой, где собиралось воедино, классифицировалось, подвергалось изучению множество нуждавшихся в истолковании предметов окружающего мира. Помещения для коллекций таких собраний назывались в Италии «студьоло». В Германии уже в XVI веке они назывались «кунсткамерой» или «вундеркамерой», во Франции – «кабинетом», также в ходу были термины «статуарий» и «антикварий» (в случае предназначения для пластических коллекций). В создании коллекций видную роль сыграли семейства коммерсантов и банкиров независимых городов средней и северной Италии, центров торговли и ремесла. Особое место здесь занимает семья Медичи из Флоренции — к примеру, такие ее представители, как Козимо, его сын Пьеро и его внук Лоренцо Великолепный. Их коллекции античных и современных им произведений искусства располагались во дворцах и виллах, были доступны знатокам и иногда начинающим художникам. Музейная программа Медичи состояла в передаче памятников античной культуры современникам.

В те времена было принято украшать фасады дворцов античными скульптурами и их копиями, выставлять во дворцах разнообразные произведения искусства, создавать археологические сады, где были представлены архитектурные ценности разного рода. Во второй половине XVI века второй этаж дворца Уффици во Флоренции по поручению Франческо Медичи был переделан в замкнутую галерею, к которой примыкали кабинеты для коллекций, в том числе, например, роскошная «Трибуна» (в 1584 году) — восьмиугольный зал для демонстрации великолепных образцов из коллекций Медичи. Это собрание оказало влияние на процесс формирования многих европейских коллекций. Римские папы также соперничали с Флоренцией – примерами этому служат Капитолийский антикварий и Бельведерский дворик.

Члены знатной венецианской семьи Гримани — Доменико и Джованни — в 1523 году передали в дар городу коллекции античных статуй и бюстов римских императоров для размещения их в доступном для публики месте. Первый европейский публичный археологический музей в закрытом помещении, созданный Гримани, говорил о культурном значении Венеции. В 1536-1543 гуманист-историк Паоло Джовио обустроил неподалеку от города Комо виллу, названную «Джовианский музей», где разместил галерею портретов древних и современных ему политических деятелей, литераторов, военачальников, художников. Портреты коллекции приобрели статус образцов: они подвергались копированию и способствовали появлению таких собраний в остальных странах Европы.

музей эскориал

В Эскориале до сих пор хранятся художественные шедевры

Музеи возникали не только в Италии – король Франции Франциск I создал художественную коллекцию, размещенную в 1528-1540 годах в замке Фонтенбло. Художественно-декоративную программу замка составляла группа мастеров из Флоренции. Ими была здесь разработана новая форма помещения для демонстрации произведений высокого искусства – галерея, представляющая собой длинный коридор, соединяющий флигели замка или дворца. Представители Баварии из династии Виттельсбахов соорудили в Мюнхене специально для своих коллекций кунсткамеру, картинную галерею и антикварий. Тем самым была реализована наиболее универсальная и энциклопедическая для своего времени музейная программа, разработанная и оформленная придворным советником Самуэлем Фон Квихельбергом. Она сыграла роль образца для программ, которые в дальнейшем были положены в основание собраний и музеев в целом ряде стран. Испанский король Филипп II Габсбург разместил свои коллекции в Эскориале. На подбор картин повлияли идеи Контрреформации.

В XVI веке на характер коллекционирования оказало влияние религиозное движение Реформации, охватившее крупнейшие западные государства. В странах, где оно получило распространение, порожденные им иконоборческие настроения привели к уничтожению картин и разрушению статуй в христианских храмах. Определенная часть сохраненных от разрушения произведений искусства осела в жилищах знати и простых горожан. Со временем они трансформировались из предметов религиозного культа в объекты культа эстетического.

В эпоху Ренессанса происходили серьезные перемены в науке и технике, а географические открытия того времени значительно расширяли кругозор европейцев. В результате возросшего интереса к науке стали создаваться коллекции натуралиев, естественных предметов, изучение которых позволяло лучше понимать природу, приносить людям научную и экономическую пользу. Подобные коллекции формировались и в лабораториях врачей, аптекарей, специалистов горнорудного дела, профессоров естествознания в университетах, а также других естествоиспытателей. В Италии XVI века насчитывалось около двухсот пятидесяти таких коллекций.

сады музеи

Ботанический сад в Падуе

С XVI века в университетах (прежде всего, в Падуе) стали организовываться анатомические музеи и театры, где проводились публичные вскрытия. При университетах Пизы и Падуи были разбиты научные ботанические сады, в Швейцарии и Германии были созданы первые минералогические коллекции. Зверинцы, организованные европейскими правителями, возбуждали любознательность посетителей, но при этом не способствовали исследовательской работе. В XV-XVI веках создавались коллекции орудий труда, предметов быта, светильников, часов, медицинских, музыкальных инструментов (к примеру, в кунсткамере Августа I в Дрездене).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*