Возникновение и становление музейной науки.

понятие музеологии

Впервые в 1883 году директор дрезденского музея «Зеленые своды» Грассе опубликовал статью — «Музеология как наука» — в которой сделал попытку утвердить музеологию в качестве новой научной дисциплины. Но даже в ХХ веке вопрос, является ли музееведение наукой, до конца не был решен. До последнего времени принято определять музееведение как научную дисциплину, которая находится в стадии развития. При этом она преподается в высших учебных заведениях, существуют музееведческие центры, издается масса литературы по этому предмету. Существуют различные схемы периодизации развития музеологии.

Большинство исследователей характеризуют первый этап как донаучный, но его временные границы определяют по разному. Возникновение и становление музейной науки происходит как результат обобщения практического опыта и методики работы с коллекциями. Зарождение «научного» коллекционирования и способов обработки натур-коллекций происходит в античности: Ветрувий в труде «Об архитектуре» рассматривает проблемы освещенности, осмотра, развески, композиции, размещения, сохранения, экспонирования, принцип декоративности.В эпоху Возрождения появляются первые представления о музейной науке как специфической области. В XVI веке появляются кунсткамеры, каталоги. 1565 — Самуэль Квигберг формирует критерий понятия «идеального колекционирования», говорит о систематизации, полноте собрания. В XVII веке создается дворец Уффици, универсет в Оксфорде (1683). В составе собраний музеев Возрождения были памятники античности, предметы искусства, естественно-исторические работы, описания крупных коллекций. Закладываются основы музеологической науки, как прикладной, основанные на междисциплинарном знании. Постепенно шло складывание науки.

Перелом в развитии науки – эпоха Просвещения: в эту пору происходит формирование методики, инструментария. Музееведение — сумма прикладных методик различных областей знания. Происходит дифференциация наук, становление музееведения как независимой области знаний о музеях. В 1727 Никелиус в книге, вышедшей в Лейпциге и называвшейся «Музеография, или руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума, или раритет-камеры», вводит в обращение термин «музеография» и делает попытку классифицировать сложившиеся к тому времени типы музеев, на основе музеев империи Габсбургов. У его получается 7 типов музеев; среди них: кунсткамера, галерея, натуркамера (содержание — природный материал).

В конце XVIII — начале XX века определяется место музея в обществе, появляется идея создания национального музея. Тогда же происходит становление научной методики основных направлений музейной деятельности. С 1870-х годов появляются периодические музееведческие издания. В России XIX — начале XX века создаются публикации с размышлениями о музеях, об их назначении. При теоретическом осмыслении очень популярна форма музейных проектов. В первой половине XIX века действует «румянцевский кружок», среди участников которого — Аделунг, Вихман, Свиньин.

В конце XIX века можно было уже говорить о музееведении, как сфере культурной жизни, о становлении музейной науки. Распространяется учение философа-утописта Н. Федорова, в учении которого рассматривается концепция музея. Основной труд — «Философия общего дела», здесь он часто обращается к концепции музея, а именно в статье «Музей, его смысл и назначение». Центральная идея учения Федорова — идея «патрификации», то есть мысленное, а затем и реальное воскрешение всех когда-либо живших поколений отцов. Музей есть «высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь». Музей занимается собиранием под видом старых вещей «душ отошедших». Это не собрание вещей, но собрание лиц; институт, хранящий память об ушедших отцах. Главное назначение музея по Федорову — гуманный смысл музея в антигуманном обществе. Идеальный музей должен находиться в деревне рядом со школой, храмом, кладбищем, обсерваторией. Следовательно, основная функция музея — воспитание молодого поколения на основе поклонения памяти отцов. Федоров значительно расширяет представление о музее.

В 1910-1920-ые годы музееведческие концепции носят преимущественно прикладной характер, обобщение практического опыта. После 1912 года, когда состоялся предварительный Съезд музейных деятелей, можно говорить о формировании музейной дисциплины. Теорию развивали — Малицкий, Грабарь, Ф.И.Шмит, Зеленко. Они заложили основу советской музееведческой школы. Велико значение работ Шмита — он впервые в отечественной музеологии сформулировал понятие типологии музеев, музейной экспозиции. Он предложил оригинальную классификацию музеев и принцип построения музейной сети. Романов занимался местными музеями, Грабарь — художественными, Зеленко — детскими. В 1920-ые вопросы музееведения были обсуждены на музейных и краеведческих конференциях, разработанных такими организациями, как Комиссия по музееведению при подотделе провинциальных музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, Отдел теоретического музееведения Исторического музея, Методическая комиссия музейного отдела Главнауки.

В 1920-ые начинает складываться система центров музееведения. Они издавали труды, пособия, методические рекомендации, что оказало огромное влияние на развитие музейного дела в стране, сформировали целостность музееведческой мысли. В конце 20-ых годов в музейном деле наступил жесткий идеологический диктат. Это видно из рассуждений участников Первого Всероссийского музейного съезда 1930 года, который, откровенно говоря, вряд ли способствовал развитию музееведческой мысли (профессионалы исчезли, музееведы подбирались по классовому принципу, были далеки от науки). В то время возобладал взгляд на музей как на политпросветкомбинат. В основном все исследования носили практический характер и в первую очередь решали не научные задачи, а разрабатывали методику практической музейной деятельности. Эти исследования становятся методическими указаниями и инструкциями. Многие музейные деятели позднее попали под каток сталинских репрессий (Малицкий, Шмит, Романов).

Новый этап советского музейного дела связан с НИИ краеведческой и музейной работы (позже НИИ музееведения и Российский Институт культурологии). 1955 год — вышел сборник «Основы советского музееведения», попытка сформировать целостную систему знаний.

После войны, в 1960-1980-ые годы, проходят международные дискуссии по вопросу признания музееведения как самостоятельной научной дисциплины, в результате которых оно приобретает этот статус (выходит работа И. Яна «Музееведение как научная и учебная дисциплина», другие музееведческие труды, вырабатывается язык музееведения, который закрепляется в словарях), получают определения понятия «объект», «предмет». Благодаря ЮНЕСКО музееведение обретает международное официальное признание. Складывается сеть особых музееведческих учреждений, музеологи объединяются в отдельное профессиональное сообщество. З. Странский из ЧССР впервые разработал развернутое определение музееведения и такое понятие как «музейная ценность». Благодаря деятельности Странского ЧССР стала первой страной, где музееведение было включено в круг научных дисциплин.

В СССР А. Разгону принадлежит заслуга утверждения музееведения как научной и учебной дисциплины. Он создал музееведческое учебное пособие, основал кафедру музейного дела при Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. В 1960-80-ые музееведческую теорию и методологию разрабатывали А. Закс, Каспаринская, Д. А. Равикович. В 1980-90-ые их дело продолжили Гнедовский, Дукельский, Сундиева, Юхневич.

1977 — в России проходила Генеральная конференция ИКОМ. В том же году был создан «Международный комитет по музеологии» (ИКОФОМ), который координирует теоретические исследования в области музеологии. Печатным органом ИКОФОМ является журнал «Museological Working Papers». Первый свой номер журнал посвятил теме «Музееведение — наука или только практическая работа?» Сессии ИКОФОМ на протяжении 1980-ых годов шли ежегодно. В 1976-1986 годы идет работа над музееведческим словарем (20 язычный глоссарий). 1983 — на Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне образововано движение «Новая музеология».

1988 — опубликована совместная работа ученых СССР и ГДР – учебник «Музееведение. Музеи исторического профиля». Современное понимание музееведения в разных странах различно. На западе — эмпирический подход, при котором музеология не считается наукой (Бернс — один из лидеров данного течения). Выдающиеся музеологи запада: Александер — США, Софка — Швеция, Льюис — Лестерская школа в Англии, Ривьер — Франция (теоретическое обоснование экомузеологии), Камерон — Канада (концепции «музея-форума», «музея без границ»). Кеннет Хадсон также является одним из наиболее уважаемых музеологов. В 1990-е годы в музей приходят IT-технологии.

На протяжении второй половины ХХ века шли споры о наличии у музееведения объекта, предмета, метода, языка и структуры (эти споры были обусловлены традициями национальных музееведческих школ и уровнем развития музейного дела). В 1950-е происходит разделение на специально музееведение и общее (подробнее про это можно прочесть у Странского в учебнике «Музееведение», 1988). Касательно предмета музееведения есть разные подходы. Предметный подход (Ян, Брун, Ланг) рассматривает функционирование музейных предметов в музее. Аксиологический (ценностный) поход: музейные ценности, «музейная потребность» (понятие Странского) — то есть желание сохранять культурное наследие. Институциональный подход (Бенеш, Винтер): музей как социальный институт. Коммуникационный подход: музей как особая коммуникационная система (параллельно с формированием в 1960-е годы понятия «музейная коммуникация»). Языковой подход (музейный предмет как знак, Никишин). Комплексный подход (Разгон и Странский): предмет изучения — все, что связано с музеем. В последнее время все больше преобладает интеграция подходов. Можно сказать, что предмет — совокупность закономерностей, возникающих в процессе сохранения, трансляции социально значимых образов с помощью музейных предметов в процессе развития музея.

Многие музейные специалисты не склонны признавать музеологию наукой – к примеру, И.Неуступны. С его точки зрения, у музееведения нет своего специфического предмета и метода. Музееведние заимствует их у других наук по причине своей молодости.

Один комментарий к записи «Возникновение и становление музейной науки.»

  1. Основные положения:

    — Поначалу был термин «Музеография», 1727 (Никелиус)
    — 1883, редактор «Зеленого свода» Грассе делает попытку сделать музеологию наукой
    — Музееведение — научная дисциплина, но пока не наука, так как не имеет своего метода
    — Протомузейные формы, начало коллекционирования
    — Появление в XVI веке кунсткамер
    — После 1912 (предварительный Съезд музейных деятелей) можно говорить о формировании музейной дисциплины
    — 1977 — основание ИКОФОМ, связано с именами Збинека Странски и Абрама Разгона
    — Определение музеологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*