Современные проблемы охраны объектов культурного наследия (актуализация объектов культурного наследия, реституция культурных ценностей, приватизация)

культурное наследие в РФ

В начале 90-х годов Россия вступила в новый этап развития. Кардинально изменяется политическая ситуация – на смену диктатуре одной партии приходит многопартийная система. Это получает широкий резонанс в культуре – наконец, ликвидирован идеологический прессинг административно-партийного руководства, игравший на протяжении нескольких десятилетий определяющую роль в культурных процессах. Церкви возвращается ее собственность, изъятая государством в 1920-е годы. Восстанавливаются храмы и монастыри. Церковь стала важнейшей составляющей духовной и культурной жизни общества.

Сфера охраны памятников испытала на себе все плюсы и минусы рыночной экономики. Государство резко снизило ассигнования на культуру, в том числе на музеи и памятники. Приватизация памятников в условиях правового вакуума приводила к хаосу. Есть 2 указа президента по этому вопросу:
1. «О приватизации» — 24 декабря 1993, согласно этому указу приватизации не подлежат: памятники, находящиеся в федеральной собственности, памятники археологии независимо от их категории, памятники, расположенные на территории музеев-заповедников, памятники, созданные более 200 лет назад (уникальные архитектурные постройки), памятники и объекты науки и техники ХХ века, захоронения и некрополи.
2. По указу «О приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» от 26 ноября 1994 приватизировать можно только памятники местного значения. Исключение составляют: особо ценные объекты, объекты, подлежащие передаче религиозным объединениям, объекты, расположенные на ООПТ. Четкой грани между памятниками республиканского и местного значения нет. В указе приведен перечень документов, необходимых для приватизации памятников (паспорт памятника, проект охранного договора и так далее). При такой слабо проработанной правовой основе приватизации учреждения охраны могли потерять контроль над действиями нового хозяина памятника.

При купле-продаже памятников новый владелец принимает на себя обязательство по сохранению объекта культурного наследия. Владелец обеспечивает неизменный облик памятника, согласует все работы на территории памятника с учреждениями охраны наследия, обеспечивает нужный режим содержания и доступ к объекту культурного наследия (при этом он сам назначает дни посещения). Если собственник не выполняет обязательства по сохранности объекта, то органы охраны изымают у собственника памятник за вознаграждение. Если объект культурного наследия разрушен или искажен по вине владельца, он может быть конфискован у владельца без вознаграждения.

Распоряжение президента РФ от 1993 «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», 1995 — постановление правительства РФ «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения». Особо ценные объекты культурного наследия передаче в собственность религиозным объединениям не подлежат. Памятники передаются с прилегающими территориями — это расплывчатое дополнение привело к спорам, судебным тяжбам. С лета 1993 года вступил в действие закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Действие распространяется на всю территорию РФ, независимо от формы собственности. Ценности не подлежат вывозу из РФ без обязательства их обратного ввоза. В 1993 году указом президента создана Росхранкультура.

Актуальным является вопрос о реституции (возвращении) культурных ценностей, перемещенных в годы ВОВ. В декабре 1992 года была создана Комиссия по реституции культурных ценностей. В 1998 году президентом подписан Закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй Мировой Войны и находящихся на территории РФ».

Неотложного правового решения требовала проблема застройки исторических центров городов. Ситуация последних лет была крайне напряженной. В крупных российских городах, особенно в Москве, шла активная работа по преобразованию центра. Пределы допустимого вмешательства в подлинные градостроительные и архитектектурные объекты при этом учитывались не всегда. В центре Москвы реализовывались строительные планы, которые по грандиозности замысла не уступали знаменитым проектам 1930-х годов. Все это носило отчетливый политический характер. По единоличному решению чиновников самого высшего ранга, игнорируя мнение специалистов, была перестроена Манежная площадь, в Александровском саду появились фигуры сказочных героев, в Замоскворечье был установлен памятник Петру I, резко изменивший градостроительную ситуацию в этом районе Москвы.

Особенно остро встала проблема макета, или новодела. Практика воссоздания уникальных памятников архитектуры в Москве приобрела невиданные масштабы. Таких «новостроек» очень много — Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота с Иверской часовней, часть Китайгородской стены, храм Христа Спасителя. Архитекторы и градостроители едины в своем мнении – уникальные архитектурные памятники восстановить нельзя. Воссоздание возможно, по их мнению, при тщательной научной разработке проекта, сборе иконографического и архивного материала. Решение о воссоздании утраченного объекта должно приниматься правительством с учетом общественного мнения. Практика макетов имеет крайне негативное последствие — в первую очередь, пренебрежительное отношение к подлинникам. Нередко городским властям дешевле разрушить подлинное уникальное сооружение, а затем возвести его заново, нежели реставрировать на строго научной основе.

Один комментарий к записи «Современные проблемы охраны объектов культурного наследия (актуализация объектов культурного наследия, реституция культурных ценностей, приватизация)»

  1. Основные положения:

    — Два президентских указа о приватизации, касающиеся в том числе и культурной сферы, датируются 1993 и 1994 годами
    — Если собственник не выполняет обязательства по сохранности объекта, то органы охраны изымают у собственника памятник за вознаграждение
    — Религиозным организациям было возвращено их имущество
    — Актуальным является вопрос о реституции культурных ценностей, перемещенных в годы ВОВ
    — Проблема застройки исторических центров городов была крайне напряженной
    — Особенно остро встала проблема новоделов вроде Храма Христа Спасителя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>