Правовые основы охраны памятников искусства и старины. 1918-1921 годы

памятники старины в советское время

Отсутствие закона о запрете вывоза культурных ценностей за границу привело к утечке за пределы страны огромного количества национальных реликвий. Проблема вывоза ценностей из страны стояла очень остро. Национализация – одно из основных направлений внутренней политики советского правительства – коснулась и памятников старины. Законодательные документы первых месяцев существования советского государства стали основой для разработки специальных декретов о сохранении наследия (Декрет о земле, Ленинский план монументальной пропаганды, декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществ»).

4 марта 1917 года на квартире М.Горького собрались представители художественной интеллигенции (А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, К.С. Петров-Водкин, Е.Е. Лансере, Ф.И. Шаляпин, С.К. Маковский и другие). Перед ними стоял вопрос – как спасти памятники старины от разрушений и вывоза за пределы России. Эта группа деятелей во главе с Горьким была легализована и начала деятельность по разработке проекта закона о запрещении вывоза культурных ценностей. «Горьковской комиссией» был подготовлен текст воззвания, подписанного исполкомом Петросовета. Воззвание получило мощный отклик. «Горьковская комиссия» просуществовала недолго – с 4 марта по 11 апреля 1917 года — и так и не сумела решить основную задачу – разработать проект закона о запрещении вывоза культурных ценностей за пределы страны.

Летом 1917 года были созданы художественно-исторические комиссии, в функции которых входили приемка и оценка имущества бывшего Петроградского дворцового ведомства. Начался процесс централизации охраны культурного наследия.

  1.  Петроградская художественно-историческая комиссия во главе с Верещагиным (коллекционер, один из основателей журнала Старые годы) осматривала и изучала личные покои Александра II и Николая II. Из 2500 предметов были выделены только 200 объектов музейного значения. Большинство осмотренных вещей были признаны вещами обиходного характера.
  2. Царскосельская художественно-историческая комиссия во главе с Лукомским (архитектор, популяризатор русской усадебной культуры).
  3. Гатчинская художественно-историческая комиссия во главе с Зубовым (историк архитектуры, искусствовед).
  4. Петергофская художественно-историческая комиссия во главе с искусствоведом Макаровым.
  5. Комиссии разыскивали ценности, похищенные из Зимнего Дворца, дворцов пригородов Петрограда. Это была попытка Временного правительства спасти ценности. Этим в 1918 году занималась Петроградская комиссия.

25 октября 1917 года комиссарами по защите музеев и художественных коллекций были назначены Б.Д. Мандельбаум и Г.С. Ятманов. Последний стал во главе комиссии по делам музеев. В Москве комиссаром по охране ценностей Кремля был художник Казимир Малевич.

Весной 28 мая 1918 года был создан Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, или попросту музейный отдел при Наркомпросе. Во главе его был Наталья Ивановна Троцкая (до 1927). Это было наиболее авторитетное учреждение в сфере, включавшее 200-400 сотрудников. При нем имелись подотделы:

  1. Национального музейного фонда во главе с И.Грабарем
  2. Столичной охраны памятников с Хусидом
  3. Провинциальной охраны памятников с Трапезниковым
  4. Центральных музеев с Муратовым
  5. Провинциальных музеев с Машковцевым
  6. Монументальный
  7. Архитектурной и живописной реставрации
  8. Археологический

Отдел вывозил ценности из особняков и усадеб в национальный музейный фонд. Этим занимались эмиссары музейного отдела. Склад Государственного музейного фонда находился возле Пречистенки, в Мертвом переулке, прочие склады — в Строгановском училище и бывшем Английском клубе.

В 1918 году издаются два декрета об охране памятников:

  1. 19 сентября 1918 года – о запрещении вывоза и продажи за границу предметов художественного и исторического значения. Без разрешения Наркомпроса никто не мог вывезти коллекцию или даже одну вещь. Все ценности, находившиеся в антикварных магазинах, должны были быть внесены в список, который отправлялся в Наркомпрос.
  2. О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ или учреждений. По сути это декрет о национализации.

Музейный отдел и Наркомпрос — инициаторы декретов «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» и «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Во-первых, эти документы объявляли первую государственную регистрацию всех монументальных и «вещевых» памятников искусства и старины в виде как целых собраний, так и отдельных предметов, в чьем бы владении они не находились. Во-вторых, государство устанавливало жесткий контроль за всеми историческими объектами. Владельцам коллекций выдавались особые охранные грамоты. Принятые на учет памятники искусства и старины нельзя было продавать, вывозить, а также перестраивать или ремонтировать без особого разрешения Комиссариата народного просвещения. Владелец, которому выдавалась охранная грамота от государства, должен был составить инвентарную опись своей коллекции. Сама коллекция оставалась на попечении владельца, он фактически являлся ее хранителем.

Наиболее крупные собрания национализировались, на их основе создавались художественные музеи. Так, декретом 5 ноября 1918 года были национализированы галереи Щукина, Морозовых и прочие галереи. С декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществ» (отделение церкви от государства, январь 1918) начинается процесс отчуждения церковной собственности в пользу государства. В декрете ВЦИК от 27 декабря 1921 года «О ценностях, находящихся в церквях и монастырей» все имущество церквей и монастырей подразделялось на три части:

  1. Имущество историко-художественного значения, подлежавшее исключительному ведению Наркомпроса;
  2. Имущество материальной ценности, подлежавшее выделению в Гохран РСФСР;
  3. Имущество обиходного характера, «где оно еще сохранилось», подлежавшее атрибуции в Наркомпросе во избежание «неорганизованных продаж или передач верующим».

В марте 1921 года правительство взяло курс на НЭП. Сложная и противоречивая, новая экономическая политика, тем не менее, позволила стране обрести относительную внутреннюю стабильность. Ограничение расходов на содержание госаппарата отразилось и на культуре – началось сокращение штатов в Наркомпросе (почти трехкратное). Большинство памятников старины и музеев были переведены с государственного бюджета на местный. Охрана памятников старины, начиная с 1921 года, имела совершенно иную экономическую основу. В сфере культуры осуществлялся принцип остаточного финансирования. Основными же принципами были хозрасчет и самоокупаемость, что, в свою очередь, предполагало существование децентрализованной системы финансирования. Вся тяжесть расходов на памятники и музеи должна была лечь на региональный бюджет, но он был крайне скуден.

В 1921 году в ходе реформы Наркомпроса была создана Главнаука (Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями). Декрет ВЦИК и СНК от 8 марта 1923 года «Об учете и регистрации предметов искусства и старины» был направлен на выявление памятников исключительного музейного значения). Декрет от 19 апреля 1923 года «О специальных средствах для обеспечения государственной охраны культурных ценностей» предоставлял Наркомпросу право получать доходы от взимания входной платы в музеи, от продажи изданий. В марте 1924 года на основании декрета «О выделении и реализации госфондового имущества» музеи через антикварные магазины и аукционы получили право продавать свои ценности, не имеющие исторического значения и не входящие в основной состав коллекций. Продажа осуществлялась под контролем Наркомпроса. К 1929 году Музейный отдел сворачивает свою работу.

В обстановке жесточайшей экономии, контроля, самоокупаемости правительство практически сняло с себя ответственность за сохранение культурного наследия, переведя большинство историко-художественных объектов с центрального государственного на местный бюджет. Отсутствие финансирования сферы охраны памятников искусства и старины привело к фактическому уничтожению многих ценных объектов не только в Москве, но и в регионах, к закрытию уникальных музеев. Другая причина – формирование в обществе, и прежде всего в среде технической интеллигенции и чиновников, сменивших старых специалистов, утилитарно-нигилистического отношения к культурному наследию.

Один комментарий к записи «Правовые основы охраны памятников искусства и старины. 1918-1921 годы»

  1. Основные положения:

    — Первые декреты, касавшиеся культурного наследия — Декрет о земле, Ленинский план монументальной пропаганды, декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществ»
    — В 1918 году был создан Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомпросе во главе с Троцкой
    — 1918 год – декрет о запрещении вывоза и продажи за границу предметов художественного и исторического значения
    — Тогда же декрет о регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ или учреждений
    — С декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществ» начинается процесс отчуждения церковной собственности в пользу государства
    — Во времена НЭПа большинство памятников старины и музеев были переведены с государственного бюджета на местный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*