Памятники искусства и старины как объекты изучения в XIX — начале ХХ веков. Археологический и художественный методы. Формирование понятийного аппарата

Памятники старины XIX век

Памятники неотделимы от общества – в обществе они возникают, обществом оцениваются, сохраняются или предаются забвению также обществом. А.С. Уваров в одном из выступлений сказал, что никакое письменное запрещение, никакая ограда не защитят памятник, если общество останется молчаливым свидетелем его разрушения. Научное понятие «памятник» формировалось с XVIII века до наших дней.
Патриотический подъем 1812 отразился на отношении государства и общества к предметам старины. В 1826 году был издан указ о сборе сведений о памятниках древности и о воспрещении их разрушать. Российское общество 30-50-х годов XIX века неоднозначно воспринимало воссозданные памятники. Большинство ученых еще не осознали ценности подлинных древних деталей, хотя в отдельных случаях наблюдался индивидуальный подход к памятнику, стремление выявить его изначальный древний облик. Но уже устойчив был интерес к славянским памятникам, хотя и в этом процессе однородности не существовало. В обществе бытовали различные точки зрения на эти памятники.

Первая четверть XIX века ознаменована глубоким интересом к античному наследию, которое оказало огромное влияние на отечественную культуру. В этот период в южных районах страны проводятся археологические раскопки, давшие впоследствии большое количество уникальных памятников, пополнивших собрания центральных музеев – Эрмитажа и Кунсткамеры. Эти памятники послужили основой экспозиций первых археологических музеев, созданных в южном регионе – в Феодосии (1811), Одессе (1826), Керчи (1826). Все это повлияло на становление и развитие археологии как науки.

Значительную роль в выявлении и накоплении информации о памятниках сыграли художники, которые в то время были непременными участниками всех экспедиций по выявлению древних документов и редкостей. Памятники, в том числе архитектурные сооружения, зарисовывались, что позволяло представить себе объект в целом, выявить и зафиксировать его отдельные детали. Метод художественной фиксации памятников на ранней стадии их изучения сыграл большую роль в развитии архитектурной критики.

Одной из первых археографо-этнографических экспедиций была экспедиция 1809-1810 под руководством К.М. Бороздина. В 20-х годах XIX века, кроме метода художественной фиксации памятник, основой которого была зарисовка, нередко далекая от оригинала, архитекторы стали применять более глубокий археологический метод исследования, непосредственно связанный с реставрационной практикой. Основой этого метода было отношение к памятнику как историческому источнику. Первым объектом, на котором производились археологические раскопки, была Десятинная церковь в Киеве. Целью раскопок было открытие плана древней постройки. В ходе раскопок митрополит Евгений, по инициативе которого они проводились, понял, что необходимо выявить и проанализировать сугубо архитектурную информацию – качество и глубину старинного фундамента, материал стен, состав раствора между кирпичами и так далее. В программу изучения было включено исследование фундаментов памятников, кладки стен, выявление древних фрагментов декора. В 30-40-е годы XIX века археологические раскопки храмов с целью исследования их как исторических источников стали проводиться более активно. В программу А.И. Ставронского, посвященную исследованию древних киевских церквей, входило «изображать их историю, рассматривать их в архитектурном отношении, описывать развалины в настоящем их виде и находимые в них вещи, остатки древней живописи, древнюю церковную утварь и строительные материалы».

Тенденция выявления и фиксации российских древностей проявилась в издании важнейшего циркуляра Министерства внутренних дел гражданским губернаторам «О доставлении сведений об остатках древних зданий и воспрещении разрушать оные» (1826). Это была своего рода правительственная программа по выявлении информации об остатках древних зданий в масштабе всей России. В губернии были направлены специальные вопросники, ответы на которые доставлялись затем в Технико-строительный комитет МВД. Так, в короткое время в МВД была собрана огромная информация о древних зданиях России. Не случайно некоторые исследователи называют эту акцию первой попыткой подготовки Свода памятников.

Первые попытки обобщения информации о материальных памятниках – работа Е. Болховитинова и А. Оринатского «История российской иерархии» (где представлена история отдельных монастырей), работа А.Н. Оленина «Опыт исследования об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Траяна и русских до нашествия татар» (1832), «Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников» А. Глаголева, альбомы И.М. Снегирев и А.А. Мартынова «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», работа И.П. Сахарова «Исследования о русском иконописании» (1849). Определенным итогом научных изысканий первой половины XIX века стала «Записка для обозрения русских древностей» И.П. Сахарова, опубликованная в 1851. Целью автора было «приведение в известность русских древних памятников» — от топографических объектов до национальной одежды, головных уборов и музыкальных инструментов. Таким образом, интерпретация понятия «памятник старины» была весьма широкой. Особенно важны для современных исследователей методические указания по описанию памятников старины, данные в «Записке». Во-первых, в них были определены хронологические критерии, во-вторых, рекомендовалось очень точно воспроизводить надписи на памятниках, в-третьих, необходимо было пользоваться церковными или монастырскими книгами, межевыми выписками, писцовыми книгами.

Общественные приоритеты в отношении к памятникам старины отчетливо проявились в коллекционировании второй четверти XIX века. В этот период появился термин «палеологи» — так стали называть людей, изучавших и коллекционировавших русскую старину. Вторая четверть XIX века является важнейшим этапом в изучении памятников старины. В этот период идет процесс становления археологии как науки о древностях. Активизируется процесс накопления знаний о памятниках, чему немало способствуют указы правительства, изыскания археологов и архитекторов. Понятие «памятник древности» значительно расширяется. Теперь в него включены не только античные редкости, монеты или курганные древности, но и славянские памятники. Главным критерием оценки памятника старины становится его историческая ценность, то есть связь памятника с историческими событиями. Понятие «памятник зодчества» еще не сформировалось, архитектурные сооружения рассматривались как источники исторической информации.

Отметим некоторые особенности художественного подхода к изучению объекта наследия. Во-первых, он достаточно субъективен по сравнению с подходом археологическим. Во-вторых, художественный подход неотделим от поэтизированного взгляда на историю, когда в оценке памятника зодчества главным было не скрупулезное доказательство достоверности (основанное на сравнительном анализе различных видов источников), а эмоциональное восприятие древнего памятника.

К концу XIX века формируются два основных подхода к оценке памятников зодчества – археологический и художественный. В 1876 во втором проекте закона об охране памятников старины, подготовленным комиссией во главе с князем А.Б. Лобановым-Ростовским, была дана формулировка понятия «памятник древности»: «Все памятники, замечательные по своей древности, художественному достоинству или историческому значению и составляющие правительственную, церковную или общественную собственность, охраняются от разрушения и несоответственных исправлений.

Все группы памятников объединялись понятиями «древность», «памятники старины»; в начале ХХ века в связи с активизацией научных исследований в области искусствознания появился термин «памятники искусства и старины». В правительственных документах, протоколах научных обществ часто можно было встретить термин «исторические памятники». Древности подразделялись на памятники зодчества, живописи и ваяния (иконы, стенопись, скульптура), декоративно-прикладного искусства, письма и печати.

Один комментарий к записи «Памятники искусства и старины как объекты изучения в XIX — начале ХХ веков. Археологический и художественный методы. Формирование понятийного аппарата»

  1. Основные положения:

    — В первой половине XIX века начинают проводиться археологические раскопки на юге России
    — С 1812 в обществе пробуждается интерес к истории России
    — Циркуляр «О доставлении сведений об остатках древних зданий и воспрещении разрушать оные» (1826) — попытка сбора обширных сведений о памятниках России
    — В начале ХХ века в связи с активизацией научных исследований в области искусствознания появился термин «памятники искусства и старины»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*