Музейный маркетинг

музейный маркетинг

Сегодня меняются представления о формах и содержании управления в современных музеях. Очень долго в стране финансовая основа деятельности музеев формировалась из бюджетных средств. Теперь же она год от года лишь сокращается. И финансовая помощь государством и спонсорами оказывается, только если музей сам эффективно работает. В постиндустриальном обществе развитие сферы, включающей в себя культурное наследие, стало стратегическим приоритетом в экономиках развитых стран. Культурное наследие формирует имидж территории, привлекает туристов. Культура становится действенным ресурсом развития стран. Сегодня создана мощная индустрия культурных услуг.

Маркетинг — это управленческая деятельность, направленная на согласование спроса и предложения в условиях конкуренции (маркетинг уже прочно вошел в индустрию культуры). Музейный маркетинг — это удовлетворение и формирование спроса в так называемом пространстве «свободного времени», или пространстве досуга. Ориентация «на потребителя», формирование и удовлетворение спроса становятся приоритетными направлениями. Успешное применение маркетинга при реализации некоммерческих проектов привела к бурному развитию так называемого социального маркетинга.

Музеи, бывшие ранее «сокровищницами искусства или истории», становятся культурными центрами, ориентированными на интерактивную коммуникацию. Появляется своеобразная гедонистическая концепция музейной деятельности, согласно которой музей должен развлекать посетителей, приносить им удовольствие, предоставляя возможность отдыха. Происходят изменения в социальной мотивации. Формируется аудитория нового типа: новые культурные потребители (the new culture consumers) отдают предпочтение как популярной, так и высокой культуре, как традиционной, так и современной культуре, но только если все вышеперечисленное доставляет им удовольствие. Сегодня они идут в оперу, завтра — на лазерное шоу. Граница между элитарной и массовой культурой, таким образом, размывается.

Для постиндустриального общества характерна экономика «символов», основным продуктом становится символ — бренд. Брендинг – метод завоевания и удержания рынка путем создания в сознании потребителей образа «фирменного товара». Бренд — это символ доверия аудитории к качеству, подлинности культурного продукта. Наиболее популярна концепция маркетинга МакКарти — Концепция «4 P» (где Product — продукт, Price — цена, Place — место, Promotion — продвижение). Под продукцией подразумевается планирование товарного ассортимента, цена здесь — формирование ценовой политики, место — определение рынков сбыта, продвижение — стратегии и способы продвижения товаров и услуг на различных рынках. Для музея это выливается в концепцию «1Р». Единственное применимое здесь Р — это продвижение, ведь музей привязан к месту (исключение — выставки), музеям нелегко кардинально изменить продукт для потребителя, цены на услуги музея тоже часто регулируются государством. Если рассматривать социальный маркетинг, то тут важны 4 дополнительных Р: Peoplе-Packing-Programming-Partnership. Люди — профессиональные специалисты. Комплектование и программирование — элементы, обеспечивающие комплекс услуг, ориентированных на конкретную группу потребителей, используя специально созданные культурные программы музея. Партнерство — потребности посетителей удовлетворены только тогда, когда он получил удовольствие от музея, кафе, магазина и так далее.

«Открытое окно для возможностей» — институт «членства». Между музеем и аудиторией могут возникнуть постоянные отношения — это видно на примере клубов друзей музея. Клуб друзей — систематический ресурс развития музея, через него привлекаются финансы, друзья — стабильный источник поддержки музейных проектов, создания благоприятной социально-экономической среды. В социальном маркетинге ресурсы привлекаются в прямой форме за счет продажи потребителям товаров и услуг и в опосредованной форме за счет привлечения ресурсов (бюджетные средства, гранты, спонсорство). Во всем мире доля средств, получаемых от продажи билетов, товаров и услуг — 15-25 %. Но всегда, чем выше популярность музея, тем больше возможностей привлекать деньги из внешних источников. Поэтому музейный маркетинг включает два стратегических направления — презентацию и продвижение музея и его деятельности, а также презентацию и продвижение конкретных товаров и услуг музея.

По сути, маркетинг — управление рынками. Рыночный минимум — отсутствие расходов на маркетинг. Применяются «стимулирующие» маркетинговые стратегии. Современные технологии расширили музейное предложение. Стратегия сегментирования рынка (для каждого сегмента целевой аудитории музей строит отдельную программу маркетинговой коммуникации, систематическое и комбинированное использование совокупности информационных связей). Жизненный цикл товара подвержен влиянию таких факторов как стиль, мода, увлечение. Можно попасть в волну интереса и усилить продолжительность действия. Как правило, товары и услуги, предлагаемые музеями, требуют от аудитории определенной предварительной подготовки. Развитие маркетинговых стратегий привело к переходу от массового к целевому маркетингу. Для массового маркетинга характерно использование однотипного предложения, без учета специфики потребностей отдельных групп потребителей. Усиление конкуренции привело к переориентации на целевой маркетинг — концентрации усилий музейных организаций на создании специального предложения для нескольких групп аудиторий. Целевой рынок музея — это однородная по тем или иным характеристикам совокупность потребителей, с которыми музей планирует работать и на которых планирует направить маркетинговые усилия.

Один комментарий к записи «Музейный маркетинг»

  1. Основные положения:

    — Музей — часть рынка культуры
    — Музейный маркетинг — это удовлетворение и формирование спроса в так называемом пространстве «свободного времени», или пространстве досуга
    — Брендинг – метод завоевания и удержания рынка путем создания в сознании потребителей образа «фирменного товара»
    — Концепция 4Р МакКарти — одна из основных в маркетинге, есть также концепция 4 дополнительных Р
    — Клуб друзей — систематический ресурс развития музея и привлечения финансов
    — Повышение популярности музея важно для привлечения средств из внешних источников
    — Музейный маркетинг включает два стратегических направления — презентацию и продвижение музея и его деятельности, а также презентацию и продвижение конкретных товаров и услуг музея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>