«Музейный бум» 1960-1970-х: причины, формы проявления

Музейный бум

«Музейный бум», «музейный взрыв» — так определяется в специальной литературе и публицистике музейная жизнь и деятельность периода 1960-80-х годов. Он выразился в увеличении числа музеев, расширении их типологии, а также чрезвычайном росте посещаемости музеев по всему миру. Заметным, зримым проявлением этого явления в отечественной практике стали многочисленные очереди в наиболее известные музеи Москвы и Ленинграда, на знаменитые выставки в ГМИИ имени Пушкина и так далее. Оживление музейной деятельности началось еще с середины 1950-х годов, когда после смерти И.В.Сталина в истории отечественной культуры началась «оттепель», для которой были характерны процессы демократизации в культуре, ослабление идеологического контроля (вернулись репрессированные, Кремль открылся для посещения, 1957 год — молодежный фестиваль в Москве, СССР вступил в ИКОМ международный совет музеев), расширение культурных связей, развитие краеведческой деятельности, возрос интерес к проблеме охраны культурного наследия.

Одной из причин и одновременно следствием «музейного бума» стало бурное развитие туризма в стране. Огромную популярность приобрел туристический маршрут по древнерусским городам центра России, получивший название «Золотое кольцо». Музей оказался в центре общественного внимания. Дискуссии о музеях, музейной деятельности, проблемах охраны памятников культурного наследия активно велись не только в специальной, но и в широкой печати, на страницах «Литературной газеты», газеты «Советская культура», в журнале «Декоративное искусство СССР», а также в местной печати.

Возросший в обществе интерес к музеям определил усиление внимания к музейной деятельности со стороны государства. В 1976 году приняли Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Уже в 60-е в деле охраны памятников культуры возникло довольно эффективное взаимодействие государственных органов с общественными организациями, в том числе, созданным в 1966 Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). В общество входили как индивидуальные, так и коллективные члены – заводы и другие предприятия, платившие крупные взносы. В 60-70-е построена большая часть специальных музейных зданий.

Изменение отношения общества к вопросам охраны и использования памятников истории и культуры привело к возникновению новой группы музейных учреждений – музеев-заповедников. Они создавались на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. В 1958 году появляются первые музеи-заповедники, создание которых вызвало повышенный интерес к национальному наследию. Огромную популярность приобрел туристический маршрут по древним русским городам – «Золотое кольцо». Во многих городах стали создаваться туристические центры, туристическая индустрия (Владимир, Суздаль, Псков, Новгород, Загорск, Кострома и так далее). Директор Владимиро-Суздальского Музея-заповедника приводила следующие цифры: 1966 год — 180 тысяч посетителей, 1986 — 1,8 миллиона посетителей. Повышенная посещаемость наблюдалась и в известных музеях Москвы и Ленинграда.

Музеи-заповедники создавались на основе недвижимых памятников, музееефицированных на месте их нахождения с восстановлением и сохранением окружающей природно-культурной среды. Музеи-заповедники не являлись ни типом, ни видом музея. Это профиль музея, статус, который может быть ему присвоен государством, с обеспечением соответствующего финансирования. В 1964 году было создано еще 13 музеев-заповедников. 1970-е годы отмечены массовым созданием музеев-заповедников (на базе монастырей: Соловки, Валаам; на базе мемориальных ансамблей: Ясная Поляна, Поленово; на базе дворцов Петербурга). В 1990-е годы насчитывалось 80 музеев-заповедников. Сегодня насчитывается 143 музея-заповедника (из них 40 музеев-усадеб). И сегодня они решают проблемы сохранения, использования, изучения культурного наследия.

Именно в 1960-70-е годы была построена основная масса специальных музейных зданий (в основном для военно-исторических, революционных, художественных музеев). Государство вкладывало средства в музейное строительство, считая музеи мощным средством идеологического воздействия на население. Многие музеи в это время получают статус Научно-Исследовательских Институтов (Центральный музей революции, к примеру).

Качественный сдвиг был сделан музейщиками в этот период в области музейного проектирования. Розенблюм («Художник в дизайне», автор экспозиции Пушкинского музея-квартиры на Арбате, руководитель Центральной экспериментальной студией Союза художников СССР). Его ученики: Озерников, Тавризов, Амаспюр, Коник, Поляков. Усовершенствованием в деле управления музейной сетью стало создание объединений музеев, централизованных музейных систем. «Отец централизации музеев» — заместитель министра культуры РСФСР Василий Михайлович Стриганов. Первое объединение – Государственное объединение Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, превращенный в международный туристический центр. За полтора десятка лет созданы замечательные музеи (в Гусь-Хрустальном, в Коврове, в Юрьеве-Польском, Мстере). К 1990-му году было создано 29 объединений музеев.

В итоге, музей становится популярным объектом осмотра как отечественными, так и зарубежными посетителями, местом отдыха, досуга, средством образовательного воздействия. Разрабатываются основы интерактивности, большие успехи были достигнуты в области теоретического осмысления музейной деятельности. Проводились многочисленные исследования, конференции. Начинается компьютеризация отечественных музеев. В 1985 музеи СССР посетили 160 миллионов человек. Такие масштабы культурно-просветительной деятельности требовали осмысления и специальной работы. С начала 1980-х в отечественном музееведении появляется термин «музейная педагогика». В середине 70-х российские музеи начинают использовать компьютеры.

Один комментарий к записи ««Музейный бум» 1960-1970-х: причины, формы проявления»

  1. Основные положения:

    — Музейный бум выразился в увеличении числа музеев, расширении их типологии, а также чрезвычайном росте посещаемости музеев по всему миру
    — Оживление музейной деятельности началось еще с «оттепели», для которой были характерны процессы демократизации в культуре, ослабление идеологического контроля
    — Одной из причин и одновременно следствием «музейного бума» стало бурное развитие туризма в стране
    — В 1976 году приняли Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
    — Музеи-заповедники создавались на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды
    — Качественный сдвиг был сделан музейщиками в этот период в области музейного проектирования. Розенблюм и его ученики
    — Усовершенствованием в деле управления музейной сетью стало создание объединений музеев, централизованных музейных систем
    — В середине 70-х российские музеи начинают использовать компьютеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*