Музейная сеть России в начале XXI века: типология, краткая содержательная характеристика, тенденции развития

Наиболее востребованной, представительной и значимой остается группа музеев Министерства культуры РФ. В 2008 в нее входили 2406 музеев. В динамике профильного состава музейной сети действуют две как бы «разнонаправленные» тенденции. С одной стороны, все больше становится музеев, которые, по сути, должны быть определены как комплексные, поэтому такое привычное основание классификации, как профиль, все меньше отвечает задаче определения места музея в культурном пространстве. Не только такие учреждения, как краеведческие музеи и музеи-заповедники соединяют более 2-х профилей – комплексность сегодня присуща музеям-усадьбам, историко-архитектурным и этнографическим музеям, имеющим в своем распоряжении архитектурные ансамбли, ландшафты, парки. Появились на «карте» музейного мира еще недавно не знакомые россиянам виды музеев, такие как экомузеи, исторические и этнографические парки, музеи-заводы, музеи-шахты. С другой стороны, все больше возникает специализированных музеев, сосредоточивших свой интерес на одной проблеме, теме, объекте или явлении. Возможность исключительной полноты комплектования и глубины изучения темы делают такие музеи очень популярными. Среди них серьезные, нередко – отраслевые ведомственные музеи, такие как Музей хлеба в Петербурге и Музей пряника в Туле или московский музеи Воды, Леса.

В 1990-е резко уменьшилось число общественных музеев. Были закрыты сотни музеев в школах и на предприятиях. В 2000-е положение в этой группе музеев несколько стабилизировалось. В связи с закреплением в Конституции и Гражданском кодексе РФ муниципальной формы собственности, во второй половине 1990-х годов повсеместно складывается сеть муниципальных музеев. В связи с начавшейся в 2004 году реформой местного самоуправления определенное число государственных музеев лишились своего статуса и стали муниципальными, среди них – ряд старых крупных музеев, таких как, например, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Начавшийся в 2008 году системный кризис ускорил процесс сокращения числа муниципальных музеев. Частные музеи переживают сложный этап интеграции в музейную сеть России. Некоторые из них постепенно тем или иным путем, добровольно или вынужденно, «прибиваются» к государственной музейной сети, другие стремятся к самостоятельному развитию. По-прежнему значительную группу составляют ведомственные музеи, которые сегодня могут быть как государственными, так и негосударственными. Многие крупные российские корпорации имеют свои музеи, рассматривая их как имиджевые проекты, элементы корпоративной культуры и истории, и даже средство капитализации нематериальных активов компании.
Развитию музейного дела в России способствуют активные международные контакты музеев. Они не ограничиваются туристическими поездками и обменными выставками, а осуществляются в форме долгосрочных договоров о сотрудничестве, совместных научных исследований, экспедиций, публикаций. Традиционными стали многочисленные международные конференции, проводимые музеями. В декабре 2000 года на Всероссийском совещании музеев было принято решение о создании Союза музеев России, который был учрежден через год, 26 октября 2001 года. Президентом Союза был избран, а затем неоднократно переизбирался, директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский.

Одна из, безусловно, значимых особенностей современного состояния музейного дела – активное освоение музеями новых технологий. С середины 90-х стала появляться отечественная литература по проблемам музейного менеджмента. Курсы музейного менеджмента читаются в ряде вузов страны (РГГУ, РГПУ им. Герцена). Деятельность, получившая название «культурный туризм», во многих регионах России является весьма перспективным сектором экономического и культурного развития. Участие музеев в развитии культурного туризма поддерживает проводимый с 1999 года ежегодно Московский международный фестиваль «ИНТЕРМУЗЕЙ».

Преобладающей группой в отечественной музейной сети являются комплексные музеи, среди них краеведческие составляют около 50%. Их число остается стабильно высоким. Всех увлекает история своего региона особенно сегодня когда музеи решают вопросы культурной и национальной идентичности. Многопрофильность и многофункциональность — общие черты, характеризующие деятельность современных учреждений культуры. Деятельность и интересы музея тесно связаны с такими учреждениями как библиотека, архив, образовательные и воспитательные учреждения. Поэтому варианты их объединения представляются закономерными. В 2002 году произошло объединение Чукотского краеведческого музея с Государственным центром охраны и реставрации памятников истории и культуры Чукотского АО. Был создан музейный центр «Наследие Чукотки», который стал центром национальной культуры региона. Современный музейный мир характеризуется разнообразием музейных учреждений. Растет количество музеев, хотя по статистике за 1999 год, рост музейной сети происходил в основном за счет превращения филиалов в самостоятельные музеи.

Музеи подведомственны: Федеральному агентству по Культуре (2 тысячи музеев), существует сеть музеев АН, сеть музеев ВУЗов подчиняется Министерству Образования, существуют также частные музеи. В России в 2001 году официально было зарегистрировано 2113 музеев. По неофициальным данным, в России около 5 тысяч музеев. Традиционно они преобладают в Москве и Санкт-Петербурге. Развивается музейная сеть и в провинции, в основном в Центральной России. Наиболее представительной остается группа государственных музеев, которые финансируются из госбюджета, таких музеев в 2002 году было около 2000.
Общественные музеи действуют на общественных началах, часто под научно-методическим руководством государственных музеев. Они создаются при организациях, кружках, при заводах, школах. Примеры — Центр-музей имени Рериха, музей Высоцкого.
Ведомственные музеи — подчиняются разным министерствам и ведомствам (образования, путей сообщения). Примеры — Музей кондитерской фабрики Красный Октябрь, Музей техники при АвтоВАЗе в Тольятти. Значительная часть ведомственных музеев — это музеи ВУЗов.
Церковные музеи — были упразнены в советский период; снова стали образовываться после постановления 1995 года «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения».
Муниципальные музеи — в управлении местной администрации, связаны с местным сообществом, которое участвует в их комплектации. Сюда можно отнести, к примеру, Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость».
Частные музеи — снова стали появляться в начале 1990-ых. В Москве, Петербурге, провинции. Музей «Музыка и Время» в Ярославле. Музей уникальных кукол Вишневской в Москве.
Корпоративные музеи и коллекции — к примеру, коллекция русского искусства ИНКОМБАНКА.
Виртуальные музеи — например, Музей наивного искусства.

Говоря непосредственно о новых тенденциях века, отметим, что создаются музеи нового типа. Велико внимание музеев к нематериальному наследию, на заседании комитета ИКОМ в 2000 году в Мюнхене новое явление получило название «живые музеи». Они активно участвуют в передаче культурных, национальных традиций, собирая артефакты и сохраняя живое ремесло или умение производства артефакта. В России уже с 80-ых годов работает в этом ключе Пензенский музей народного творчества. Музеи воссоздают традиционные формы хозяйствования и бытового устройства: езду на лошадях, выращивание яблок. В Кемеровской области музей-заповедник «Томская писаница» открыл зону живой археологии.
Экомузеи появились в России в 1980-90-ых годах. Предпосылка их появления — заинтересованность в них общин, этнических сообществ, они принимают активное участие в сохранении материальных и нематериальных памятников культуры. Экомузей — это идеальная триединая модель музея времени, музея пространства, музея деятельности человека. Большинство российских экомузеев расположено в Сибири. Здесь особенно актуальна проблема использования природной среды и сохранения культурного наследия в пространстве индустриальной Сибири. Музеи под открытым небом и музеи-заповедники действуют в России преимущественно в русле этнографической деятельности.

Один комментарий к записи «Музейная сеть России в начале XXI века: типология, краткая содержательная характеристика, тенденции развития»

  1. Основные положения:

    — Российские музеи делятся на: государственные, общественные, ведомственные, церковные, муниципальные, частные, корпоративные, виртуальные
    — Создаются музеи новых типов — например, экомузеи и «живые музеи»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*