«Музей современного искусства» как особый тип художественного музея XX-XXI веков. Специфика экспозиционной деятельности

Музеи современного искусства

Музеи современного искусства возникают в первой четверти ХХ века как особый тип художественного музея. Они возникают на основе частных коллекций крупных промышленных магнатов (которые коллекционировали образцы искусства абстракционистов, сюрреалистов, авангардистов). Их огромное количество во всем мире, и больше всего в США (Музей современного искусства в Нью-Йорке, Гугенхайм музей, галерея Тейт). Для них строятся специальные современные здания со специфическими экстерьерами и экзотическими интерьерами (Центр Помпиду в Париже, Музей Гугенхайма в Бильбао, Центр рок-музыки в Сиэтле).

Особенности экспозиционной деятельности:

  • Режим регулярных периодических выставок, возможность вывоза их за границу;
  • Работа с актуальным, концептуальным искусством, поп-арт, культура повседневности; показ разных произведений в необычном окружении, дизайн;
  • Разные принципы экспонирования («произведение в фокусе»);
  • Связь с арт-рынком, кураторы, попечители (особенности комплектования);
  • Использование новых технологий;
  • Современная инфраструктура;
  • Система арт-проектов, фестивалей, инсталляций, нарушающих границы музеев;
  • Потеря границ прекрасного, арт-критика, арт на ТВ, в печати;
  • Нарушение норм организации музейного пространства, общественных правил и норм;
  • Принцип взаимодополнительности, маркетинговые исследования, установление обратной связи, диалога с посетителями;

Музеи современного искусства обладают большими коллекциями искусства ХХ века, начиная с абстрактного искусства и заканчивая видео- и медиа-инсталляциями. Непонимание современного искусства — проблема. Понимание возможно только в ситуации диалога художник — зритель, поэтому так важны интервью на открытиях выставок, тексты. Музеи на постоянных экспозициях и выставках представляют историю искусства ХХ века. Если художник попал в музей, значит он актуален, меняется статус работы художника, повышается статус музея.

Здесь важно познакомить посетителя с произведениями современных художников (сюрреализм, андеграунд, контркультуры, концептуальное искусство). Кураторы ставят своей задачей научить посетителя воспринимать практики современного искусства, поэтому все крупные музеи современного искусства проводят выставки, посвященные искусству первой половины ХХ века и творчеству известных художников ХХ века — «выставки шедевров». Сегодня существует потребность в выставках, где объясняются концепции создания произведений, а посетители знакомятся с фактами биографии художников. Популярны выставки художников-постмодернистов. Они работают с современным материалом, рекламой, фотографией. Они создают пространство, в котором будет экспонироваться их вещи, являются дизайнерами. Сегодня важно понять концепцию самого художника, читать его тексты.

Один комментарий к записи ««Музей современного искусства» как особый тип художественного музея XX-XXI веков. Специфика экспозиционной деятельности»

  1. Основные положения:

    — Музеи современного искусства возникают на основе частных коллекций крупных промышленных магнатов
    — В экспонировании характерно нарушение норм организации музейного пространства, общественных правил и норм
    — Также они характеризуются применением современных технологий
    — Разные принципы экспонирования
    — Музею современного искусства важно сделать произведение понятным для посетителя
    — Особое значение при экспонировании имеет пространство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*