Музеи под открытым небом: история возникновения и развития («Скансен» и прочие)

Музеи под открытым небом типа Скансен

В конце XIX века в Европе появляется новый вид музея. Основная его цель – сохранение традиционной культуры, в первую очередь, национальной. Появление и распространение новой формы связано с определенными факторами в культурной и социальной жизни общества:

  1. Стремительная урбанизация, разрушение сельского ландшафта;
  2. Отток в города сельского населения;
  3. Утрата культурных традиций, моделей поведения.

Первый опыт: Скансен (Швеция,Стокгольм). Скансен представляет собой музей под открытым небом, и сегодня термин «скансен» уже является нарицательным. В 1860-70-е годы в Швеции появляется запрос на подобного типа музеи в результате разрушения культуры сельской общины; влияния панскандинавского движения, альтернативного официальному, выступавшего за сохранение культуры сельской общины (отождествленной с национальной), противодействия культурной политике властей. Движение подпитывалось смешанными чувствами: местным патриотизмом, возмущением от посягательства на красоту местных ландшафтов, архитектуры, неоромантическими настроениями. Необходимость сохранения местных коренных (автохтонных) народностей — саамов, оленеводов, охотников — также повлияло на возникновение «Скансена».

Создатель Скансена — Артур Хазелиус — родился в Стокгольме, окончил Упсальский университет, где примкнул к панскандинавскому движению. Учитель шведского языка, путешествовавший по стране, коллекционер материальных предметов, мастер в области экспозиционнного искусства. 1873 год — выставка, подлинные предметы, диорамы, художественно воссозданные (с использованием манекенов) интерьеры, ряд уличных бытовых сцен. Коллекция выставки — ядро Северного музея, будущего Центрального этнографического музея современной Швеции.

Хазелиус увидел в технизации мира угрозу размеренной, разнообразной жизни шведского общества. Народная культура в этой стране, в отличие от многих других стран Европы, развивалась как общенациональная, чему способствовала немногочисленность дворянского сословия. При поддержке общественности Хазелиус собрал образцы мебели, домашней утвари, орудий труда, костюмы жителей Швеции и находившейся в унии с ней Норвегии. Он разместил их в 1873 году в Стокгольме, в Музее скандинавского фольклора. Но целые строения внутри музея демонстрировать было нельзя, и Хазелиус добился отведения тридцати гектаров земли для нового музея в старинном укреплении Скансен на острове Дьюргорден. Здесь в 1891 году открылся первый музей под открытым небом. В структуру музея в Скансене вошли свезенные туда изо всех уголков Скандинавского полуострова старинные постройки, в том числе крестьянские дома, помещичьи усадьбы, мастерские, дворовые службы, амбары, лавки, церковь. Была также собрана аутентичная мебель и утварь для интерьеров зданий. Экскурсоводы в традиционных костюмах рассказывали посетителям Скансена о традициях и жизни прежних жителей домов, представленных в музее. Богослужения и венчания совершались в деревянной церкви XVIII века. Музыканты исполняли старинные мелодии, певцы пели старинные песни, танцоры танцевали национальные танцы. Ремесленники изготавливали традиционные предметы домашнего обихода прямо на глазах публики.

В 1891 году Хазелиус приобретает холм Скансен на окраине Стокгольма. Концепция: девиз «Швед, познай себя». Сбор деревянных домов, построек – стойбищ, хижин. Покупка живых животных. Создание собственной инфраструктуры с подъездными путями. В домах появляются живые люди, занятые работой по старым технологиям — создание особой психологической атмосферы, имитация погружения в среду национальной повседневной культуры. В 1911 году в «Скансене» открывается театр под открытым небом, в 1930 — площадка для народных танцев. Презентация культуры, создание форм, позволявших сочетать просвещение с отдыхом и развлечением (работа кафе, ресторана, площадки для развлекательных тематических программ).

Модель, реализованная Хазелиусом в «Скансене», стала всемирно популярной. Подобные музеи появились в Норвегии, Финляндии, Дании, Германии, Нидерландах. 1901 год — музей Зоргенфри (Копенгаген), 1902 – музей на полуострове Быгдой в окраине Осло, 1904 — Лиллехаммер, 1912 — Арнем (Нидерланды). Появление музеев на месте охраняемых, а не перемещаемых объектов — особая роль в охране памятников. Свыше 2 тысяч таких музеев имелось в Европе к 1990 году. В России с 1950 по 1990 их появилось более 100. 1973 — Музей Малые Корелы. Особо охраняемый музей-заповедник «Кижи», 1969. Археологические памятники — музей-заповедник «Танаис».

Один комментарий к записи «Музеи под открытым небом: история возникновения и развития («Скансен» и прочие)»

  1. Основные положения:

    — Отчуждение в результате промышленной революции, утрата традиций сельской общины создали запрос на этнографический музей нового типа
    — Артур Хазелиус, учитель шведского языка — создатель «Скансена»
    — В структуру музея в Скансене, созданного неподалеку от Стокгольма, вошли старинные постройки, свезенные туда изо всех уголков Скандинавского полуострова
    — В 1911 году в «Скансене» открывается театр под открытым небом, в 1930 — площадка для народных танцев
    — Модель, реализованная Хазелиусом в «Скансене», стала всемирно популярной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*