IT-технологии в деятельности музея в период с 1970-х по сегодняшний день: исторический обзор

IT технологии в музее

Сегодня привычными для нас считаются современные информационные технологии, мультимедийные ресурсы, Интернет, АИС, веб-сайты, блоги и так далее. Однако, как в нашем обиходе, так и в музейном деле, новые информационные ресурсы появились не в один день. Они развивались постепенно, поэтапно. Рассмотрим эти этапы.

1960-е. Сфера информационной деятельности приобретала в это время все больший вес, имело место перепроизводство информации, возник информационный кризис, требовалось рационализировать процесс обработки информации. На помощь пришли компьютерные информационные технологии.

Традиционный способ обработки информации в музеях изжил себя. Отрицательными чертами традиционного способа являются: многократное дублирование, искажение информации, неэффективный поиск (надежда на хранителя), сложность внесения изменений, малая доступность для пользователей, затруднен межмузейный обмен, сложность интеграции между отдельными музеями. Процесс интеграции новых информационных технологий в музейной деятельности можно охарактеризовать, как движение к информационным сетям от машинных каталогов.

Впервые процесс компьютеризации музейных учреждений начался в 1960-е годы в США. Американский ученый Дэвис Вэнс воспользовался услугами вычислительной машины одного из американских университетов при составлении каталога небольшой коллекции. Описания музейных предметов были перенесены на перфокарты, введены в компьютер, обработаны и отсортированы по заданным критериям с помощью специально разработанной программы и распечатаны на бумаге в форме каталога. Это был, возможно, первый музейный каталог, который был создан с помощью ЭВМ. Далее наметились несколько путей компьютеризации музеев: создание централизованной базы данных или создание децентрализованных, локальных баз данных. Сегодня все сети и так объединены в сеть Интернет.

Тогда же, в 1960-е, наметились две тенденции в подходе к компьютерным системам в музее: создание централизованной базы данных с применением мощной центральной ЭВМ, соединенной по каналам связи с множеством терминалов (как это было сделано во Франции), или же децентрализованной системы с созданием отдельных локальных баз данных (как это было сделано в США). База данных по национальному наследию во Франции – классический пример системно организованного проекта, успешно функционирующего и по сей день.

Середина 1970-х — началась комплектация советских музейных учреждений. Идею применения компьютера в музее в СССР впервые высказал директор Государственного Эрмитажа Б.Б. Пиотровский, предложивший в 1975 году археологу Я.А. Шеру, сотруднику Эрмитажа, использовать компьютерную технологию для обработки коллекций музея. С помощью ЭВМ «МИР-2» Шер подготовил к весне 1977 года компьютерные демонстрации по двум коллекциям: античной художественной бронзе и петроглифам Центральной Азии. В этот же период группа специалистов Русского музея под руководством Ю.А.Асеева предприняла попытку создания компьютерного аналога коллекции живописи. Нововведения носили экспериментальный, исследовательский характер. Работа музейных специалистов сковывалась недостатком опыта работы с ЭВМ и недостатком финансирования.

1980-е. Начинается период планомерного создания и внедрения компьютерных систем в музеях. Создаются специальные группы программистов и музейщиков по разработке компьютерных баз данных о памятниках истории и культуры. В 1980 при Министерстве культуры СССР был создан специализированный Научно-исследовательский Центр по проблемам автоматизации в сфере культуры. К концу 1980-х предусматривалось перейти на персональные компьютеры.

Для облегчения работы, межмузейной интеграции начинают создаваться национальные и межнациональные советы и ассоциации. При ICOM был создан Комитет по музейной документации — CIDOC — который еще с 1960-х уделял внимание совершенствованию учета и научной обработки коллекций с помощью применения компьютеров. Специалисты CIDOC из разных стран информируют друг друга о состоянии компьютеризации в странах-участницах, обмениваются опытом, вырабатывают рекомендации по наиболее важным проблемам, организуют работу по международным научным программам.

В 1985 году по поручению Министерства культуры СССР была разработана Концепция Автоматизированной информационной системы о памятниках истории и культуры СССР «АИС-памятник». С самого начала предполагалось, что она будет организована по иерархическому признаку. Первоначально установкой АИС занялись специалисты крупных музеев. Одним из первых базу данных создал Центральный Музей Революции, Русский Музей, Эрмитаж. АИС позволял вести учетно-фондовую, научную, реставрационную, экспозиционно-выставочную, издательскую деятельность музея. Не каждый музей может себе позволить установку АИС, для них разрабатываются типовые решения, которые подстраивают под те или иные музеи. К концу 1990-х было компьютеризировано 300 музеев. Сегодня разработкой АИС занимаются не отдельные группы специалистов, а специальные фирмы (Систем Гэлери, Имидж Файндер, в России — Альт-Софт).

Начало 1990-х. Наступает новый этап: на смену программам обработки текстов приходит технология мультимедиа, с помощью которой специалисты получают возможность передавать звук, видео, изображения, анимацию. Технология стала повсеместно распространяться. С середины 1990-х повсеместно распространяются персональные компьютеры и мультимедийные технологии, Интернет. Создается сервер «Музеи России». На фоне этого зарождается и развивается музейная коммуникация между музеями и другими образовательными учреждениями, коммерческими, информационными центрами. Когда традиционные технологии не справляются с проблемами музейного сообщества, возникает вопрос о внедрении сетевых технологий. Цель – временное объединение усилий и совместное достижение общей цели.

В начале 1990-х коллектив Главного вычислительного центра Минкультуры РФ (ГИВЦ) предложил музейному сообществу систему «АИС-Музей», а команда специалистов ОАО «АльтСофт» — Комплексную автоматизированную музейную информационную систему КАМИС. Первоначально они были ориентированы на создание текстовых баз данных и на решение задач учетно-хранительского характера. На первых порах внедрения АИС в повседневную практику обнаружилась необходимость в создании стандарта на описание музейного предмета. В программу переподготовки музейных специалистов был включен курс «Компьютерные технологии в музее».

Во второй половине 90-х на смену программам для обработки текстов приходит технология мультимедиа, позволяющая обработать и представить в электронном виде не только текст, но и изображение, звук, анимацию, в результате чего область применения АИС существенно расширяется. Существенно возрастает со второй половины 90-х роль интернета в жизни музея, растет число музейных сайтов.
Кратко резюмируя, 70-е годы – это время проведения отдельных экспериментов, 80-е – период активных исследований и создания текстовых баз данных, первая половина 90-х – «парад мультимедиа», вторая половина 90-х – бум Интернета, а в XXI веке перед нами стоит новая задача: мы приступаем (и уже приступили) к созданию глобальной информационной сети по мировому культурному наследию.

XXI век. Встал вопрос о доступности мирового наследия для широких слоев населения. Эта проблема была озвучена ЮНЕСКО еще в 1996 («ЮНЕСКО и информационное общество для всех»). Важнейшей задачей для отечественных специалистов на сегодня является создание Российской Информационной сети по культурному наследию. В 2001 Россия вступает в проект «Open Heritage».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*