Государственный Эрмитаж: история создания, этапы развития, особенности современной деятельности

история Эрмитажа

Эрмитаж был создан во второй половине XVIII века благодаря страсти Екатерины II к коллекционированию. Формирование художественных императорских коллекций было заложено еще Петром I (собрание картин, антикварной скульптуры). С появлением многочисленных императорских дворцовых ансамблей коллекционирование активизируется (Зимний дворец, Царское Село). Музейное собрание Екатерины II носило комплексный характер. Его начало — дворцовая картинная галерея, созданная путем крупных закупок. Галерея западноевропейского искусства, собранная императрицей — основа ее собрания, к ней добавились коллекция античной скульптуры, крупнейшая коллекция резных камней, библиотека, нумизматическая коллекция. К концу правления Екатерины Эрмитаж стал одним из лучших музеев Европы.

История Эрмитажа начинается с 1764 тогда Екатерина приобрела коллекцию прусского коммерсанта Гоцковского (225 полотен), которая была составлена им для прусского короля Фридриха II. А в 1764-1767 годах рядом со дворцом по проекту архитектора Вален-Деламота построено новое здание, соединяющееся с дворцом крытым переходом. Мода на отдельно стоящие постройки пришла из Франции («Эрмитаж» означает «приют отшельника»), в малый Эрмитаж позднее поместили коллекцию Гоцковского. В 1769 году Екатерина закупила крупную частную коллецию Брюля (министр Саксонский при короле Августе III), в числе шедевров которой были полотна Рубенса и Рембрандта; в 1772 году было куплено собрание барона Пьера Кроза, которая могла похвастать работами Джорджоне, Рафаэля, Тициана.

С 1771 началось строительство нового, крупного, здания по проекту Фельтена для разраставшегося собрания (Большой Эрмитаж). 1787 — приобретается коллекция резных камней — глиптики, Кваренги строит здание Эрмитажного театра и завершает ансамбль. 1774 год — первый печатный каталог галереи на французском языке, в это же время хранителем и реставратором приглашен художник венецианец Мартинелли, он же был директором до 1797 года. Принцип развески был декоративным, при развеске часто сохранялась целостность коллекций. Эрмитажный комплекс находился в ведении Придворной конторы, но был самостоятельным учреждением внутри дворцового ведомства. Разрешение на посещение давалось обер-гофмаршалом Придворной конторы.

В Эрмитаж в начале XIX века допуск публики производился ежедневно по билетам, выдававшимся хранителем. Численность посетителей составляла около 3-4 тысяч в год, что соответствовало уровню других крупных европейских музеев. Одними из наиболее постоянных посетителей были художники. В 1852 году Эрмитаж был превращен в публичный музей с бесплатным посещением. Структура Эрмитажа 1805-1853: 1) Библиотеки, резные камни, медали; 2) Картины, бронза, изделия из мрамора; 3) Эстампы; 4) Рисунки; 5) Кабинет натуральной истории. С 1805 года Эрмитаж осознается как музей, теперь там работают специалисты-хранители. Опись 1797 года – 3996 картин в Эрмитаже, в 1764 коллекция составляла 225 картин. В конце правления Николай 1 провел реорганизацию: распределил по 4 категориям – картины, картины для других дворцов, для кладовых, не имеющие значения (их продавали на аукционах). В 1863 году учреждена должность директора, им стал Гидеонов. В 1866 он отменяет билеты в Эрмитаж – делает свободный вход.

Эрмитаж и Оружейная палата долго оставались крупнейшими собраниями художественных коллекций в стране. Они были открыты и для широкой публики. В 1870-е была введена книга регистрации посетителей, система билетов и пропусков. В Эрмитаже за два с половиной столетия была собрана одна из крупнейших коллекций (около 3 миллионов экземпляров) произведений искусства и памятников мировой культуры, с каменного века и до нашего столетия (богатые коллекции западноевропейской живописи — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Пуссена, скульптуры, памятников прикладного искусства, Греции и Рима: вазы, резные камни, ювелирные изделия, терракот, римский портрет и греческая скульптура). Для обозрения открыты следующие выставки: Культура и искусство Древней Греции VIII-II веков до нашей эры, Культура и искусство античных городов Северного Причерноморья VII века до нашей эры — III века нашей эры, Культура и искусство древней Италии и Рима VII века до нашей эры — IV века нашей эры. В Эрмитаже хранится более 140 тысяч памятников культуры и искусства народов Востока. Отдел Востока был основан в 1920 году по инициативе известного ученого-востоковеда И.А. Орбели. В начале 2000-х музей располагал одним из наиболее прогрессивных музейных сайтов.

Один комментарий к записи «Государственный Эрмитаж: история создания, этапы развития, особенности современной деятельности»

  1. Основные положения:

    — История Эрмитажа начинается с 1764 тогда Екатерина приобрела коллекцию прусского коммерсанта Гоцковского (225 полотен), составленной им для короля Фридриха II
    — В 1769 году Екатерина закупила крупную частную коллецию Брюля (министр Саксонский при короле Августе III), в числе шедевров которой были полотна Рубенса и Рембрандта
    — В 1772 году было куплено собрание барона Пьера Кроза, которая могла похвастать работами Джорджоне, Рафаэля, Тициана
    — Здание Малого Эрмитажа было построено в 1764-1767 годах
    — Сегодня основные коллекции Эрмитажа размещаются в Зимнем дворце
    — В 1852 году, после возведения нового здания с отдельным входом, Эрмитаж был превращен в публичный музей с бесплатным посещением
    — В начале 2000-х музей располагал одним из наиболее прогрессивных музейных сайтов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*