Естественноисторический музей в России в XVIII – XIX веках

естественноисторический музей России

В 1714 году Петром Первым была создана Кунсткамера, что можно назвать точкой отсчета в истории естественноисторических музеев в России. Коллекции Кунсткамеры представляли собой комплексное собрание, но большую их часть составляли предметы «трех царств» природы. Освоение природных ресурсов было тогда злободневной темой. Петр изучил особенности кабинетов во время заграничных поездок, встречался с известными натуралистами, присутствовал на публичных опытах Рюйша. Он вел переписку с известными учеными, среди которых был и Лейбниц, многие из них давали ему советы по комплектованию.

Кунсткамера коллекции

Фредерик Рюйш

В основу Кунсткамеры, помимо прочих, вошли ботанические и зоологические коллекции амстердамского аптекаря Себы, а также также приобретенная в Данциге коллекция минералов, раковин, драгоценных камней и янтаря, ранее принадлежавшая доктору Готвальду. Особую ценность представляла анатомическая коллекция анатома-препаратора Рюйша, включавшая более 2 тысяч экземпляров. Все купленные собрания были уже описанными и систематизированными, так что послужили образцом для комплектования музея отечественным материалом. С основанием Академии наук Кунсткамера была передана в ее состав. В 1721 году была организована первая научная экспедиция в Сибирь под руководством натуралиста Мессершмидта для изучения природы Сибири. Она положила начало практике регулярного комплектования академического музея. В 1730-1740-е проводится Великая Северная экспедиция, организованная Академией наук и Адмиралтейством. Ее цель — изучение Сибири и Камчатки. На основе собранных в ходе экспедиции материалов И. Гмелиным был издан четырехтомный труд «Флорика Сибири», про который Карл Линней сказал, что Гмелин «открыл больше видов, чем все ботаники, вместе взятые». Еще один участник экспедиции, Г. Стеллер (в честь которого названа Стеллерова корова), издал труд «О морских животных». Регулярное комплектование Кунсткамеры стало возможным с началом российских кругосветных плаваний (до этого был институт член-корреспондентов). Были разработаны специальные инструкции по сбору материалов. К середине XIX века в Кунсткамере сформировалась общая концепция комплектования академического музея и основные его формы. Этот музей был на тот момент единственным, осуществлявшим обширные и регулярные исследования в области естествознания. Учеными-натуралистами разрабатывались первые методики определения, описания, хранения, систематизации и презентации музейных предметов. В ходе работы с естественноисторическими коллекциями в Кунсткамере формировались научно-методические основы прикладного музееведения.

В 1742-1745 годах был издан первый каталог коллекции «натуралиев», состоявший из трех частей, посвященных следующим «царствам природы»: растениям, животным и минералам. Он оказался очень важен для воссоздания состава коллекций Натуркамеры, утраченных во время пожара 1747 года. В дальнейшем издание каталогов становится регулярным. На конец XVIII столетия Кунсткамера состояла из пяти кабинетов: минералогического, кораллов и раковин, травников, мюнцкабинета и собрания произведений живописи. Каталог представлял интерес прежде всего как образец формирования научного описания экспоната.

Жорж Бюффон

Жорж Луи Леклерк де Бюффон

В 70-е годы XVIII века в Кунсткамере начинаются исследования, направленные на разработку новых методов сохранения (консервации) натурного материала. Для поощрения этой деятельности правительство учредило золотую медаль «За музейную работу», присуждавшуюся за теоретическую и практическую работу в области сохранения предметов. Первыми обладателями стали в 1778 академики Петр Паллас и Эрик Лаксман. В то время в музейную практику вошли новые меры сохранения экспонатов – например, окуривание зоологических экспонатов табаком и серой. Для использования зарубежного опыта в Кунсткамеру были переведены труды крупнейших европейских ученых, к примеру Бюффона. Резко возросший объем и удельный вес естественнонаучного материала в структуре академического музея привел к обособлению его во второй половине XIX века в отдельную структуру – Натуркамеру.

Также читайте:

С.И. Сотникова — Естественноисторическая музеология

В.И. Вернадский — Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*