Деятельность музеев в годы Великой Отечественной войны

музеи в годы войны

Деятельность музеев в годы ВОВ – трагическая и яркая страница истории музейного дела. Государство и местные органы власти предприняли значительные усилия по сохранению культурных ценностей, прежде всего собраний центральных художественных музеев. Но все эти меры оказались бы нереализованными без профессионального и поистине героического труда музейных работников страны. Именно они охраняли тайники с музейными коллекциями на оккупированной территории, вывозили музейные ценности в глубокий тыл, спасали хранилища от зажигательных снарядов, сохраняли музейные и частные коллекции в блокадном Ленинграде. Сохранились и опубликованы, в основном в 80-е, воспоминания непосредственных участников событий, в том числе С.И. Щеголева, сотрудника дома-музея Л.Н. Толстого в Ясной поляне, исследования и воспоминания А.Б. Закс, работавшей в годы войны в ГИМе, Б.Б. Пиотровского, работавшего в этот страшный период в Эрмитаже, исследования историков и журналистов, написанные на основе архивных материалов и других документальных свидетельств (Л.Н. Годуновой, М.И. Лихоманова, Е.В. Кончина, С.Н. Разгонова и других).

Война поставила перед музейными работниками две задачи: сохранение музейных ценностей и определения формы своей деятельности в экстремальных условиях. На эти задачи указывали приказы Наркомпроса РСФСР 1941 года «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов», «О формах функционирования музеев в условиях военного времени». 24 июня 1941 года при СНК СССР был создан Совет по эвакуации, который в государственном масштабе определял сроки, маршруты, порядок, очередность, пункты размещения предприятий. Экспонаты музеев, подлежащих эвакуации, разделились на 3 группы (очереди) в зависимости от их исторической ценности. Музеям выделялся транспорт, сопровождение, охрана, эвакобаза в глубоком тылу.

Профессором М.В. Фармаковским, главным хранителем Русского музея, была составлена инструкция по упаковке, переноске и перевозке музейных ценностей, учитывающая его почти 50-летний опыт работы с музейными коллекциями. Перед войной, в 1932-1936 годах были подготовлены эвакопланы для музеев Ленинграда и области и Приморского края, то есть для территорий, где вторжение противника было наиболее вероятным. Но как только начались военные действия, все планы мгновенно устарели, а органы управления учреждениями культуры проявили в первые дни некоторую растерянность.

Эрмитаж, переживший в свое время эвакуацию 1812 года, а затем времен Первой мировой войны, оказался подготовлен лучше других музеев. Коллектив музея точно знал, что и в какой последовательности необходимо вывозить. Два эшелона удалось отправить в Свердловск. Начались работы по консервации зданий и сохранению ценностей, оставшихся в городе (предметы из пригородных дворцов-музеев, художественные коллекции частных лиц). Ценнейшую часть коллекций Русского музея вывезли в Пермь. Ценности других музеев направили в Новосибирск, Ульяновск, Иркутск. В июле 1941 из Москвы в город Хвалынск Саратовской области эвакуировали так называемое «Госхранилище №1», включавшее ценности крупнейших московских музеев. Около 100 музеев в тыловых районах было законсервировано.
Музеи, продолжавшие работу, развернули активную выставочную деятельность, проводили лекции, беседы, устраивали кружки по изучению ВОВ, краеведческие кружки. На местах эвакуации музеи занимались тем же. Органы власти предприняли усилия по развитию краеведения в стране и музеям было предписано возглавить эту работу. Речь шла об исследовании местных природных ресурсов, сбору лекарственных растений, выявлению съедобных растений. Научно-исследовательская работа музеев не прекращалась.

На освобожденной территории музеи старались восстановить как можно быстрее. Центральные музеи создали фонд помощи пострадавшим учреждениям. С весны 1942 года музеи прифронтовой полосы и центральные музеи включились в работу по учету ущерба, нанесенного советской культуре. 427 музеев, оказавшихся на оккупированной территории СССР, были разграблены, свыше 100 000 ценных памятников вывезены за пределы страны. Около 3 тысяч памятников архитектуры разрушено или полностью уничтожено. После войны быстрее всего восстанавливались художественные и мемориальные музеи.

Один комментарий к записи «Деятельность музеев в годы Великой Отечественной войны»

  1. Основные положения:

    — Сохранились и опубликованы воспоминания С.И. Щеголева, А.Б. Закс, Б.Б. Пиотровского
    — Война поставила перед музейными работниками две задачи: сохранение музейных ценностей и определения формы своей деятельности в экстремальных условиях
    — Профессором М.В. Фармаковским, главным хранителем Русского музея, была составлена инструкция по упаковке, переноске и перевозке музейных ценностей
    — Музеи, продолжавшие работу, развернули активную выставочную деятельность, проводили лекции, беседы, устраивали кружки по изучению ВОВ, краеведческие кружки
    — Краеведческие музеи занимались исследованием местных природных ресурсов, сбором лекарственных растений, выявлением съедобных растений
    — На освобожденной территории музеи старались восстановить как можно быстрее. Центральные музеи создали фонд помощи пострадавшим учреждениям

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам (поставьте галочку)*